Путь Деда Мороза в советской анимации — от первых робких шагов в 1930-х до главного символа Нового года. Его внешний вид, характер и сюжетная роль менялись на протяжении десятилетий, отразив влияние политических и культурных изменений в стране.
Первая попытка изобразить Деда Мороза произошла в фильме В. Старевича «Рождество обитателей леса», где он предстаёт в странном образе, напоминающем старика Хоттабыча. Затем в 1937 году мультфильм «Дед Мороз и серый волк» создал более четкий образ Деда Мороза, но его визуализация все еще оставляла желать лучшего.
В условиях войны в мультфильме «Ёлка» Дед Мороз представлен с элементами западного образа Санта-Клауса. В 1945 году образ стал структурированным, а в 1948 году с появлением «Новогодней ночи» он стал центральной фигурой новогоднего праздника.
К началу 1950-х годов, с мультфильмом «Когда зажигаются ёлки», образ Деда Мороза полностью устоялся, он стал строгим, но добрым волшебником, который защищает детей от злых героев. В мультфильме «Снегурочка» появился новый важный персонаж - Снеговик, а в «Двенадцати месяцах» Дед Мороз не появляется, но черты его образа переданы другим персонажам.
Таким образом, эволюция образа Деда Мороза в советской анимации отражает сложную историю страны и ее культурных изменений. Он стал символом доброты, волшебства и зимних праздников, неизменным элементом новогодней сказки для детей.